ООО «Домоуправляющая
компания 22»

г. Саранск

г. Саранск,
ул. Л. Толстого, д 23
(834-2) 22-31-13
ООО "Саранский расчетный центр"ООО "Саранский информационный центр"

В ЖКХ нужно научиться выживать

28.12.2011
Жилищно-коммунальная система за последние десять лет накопила массу противоречий и нерешенных вопросов. И выход новых законов только увеличивает их количество. О самых болезненных пробелах в законодательстве, о распространенных заблуждениях общественности по поводу действующей системы ЖКХ и о том, как создать в отрасли бесконфликтные отношения – беседа с ведущим российским юристом в сфере ЖКХ, заведующим кафедрой «Правовое регулирование строительства и ЖКХ» ГАСИС, автором учебной программы «Управление многоквартирными домами» Сергеем Филимоновым. - ПРОБЛЕМЫ В ЖКХ ДОСТИГЛИ СВОЕЙ КРИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ. НО АВАРИЙНОЕ ЖИЛЬЁ, ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ, ОБЩИЙ ИЗНОС ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ – ЭТО ЛИШЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛУБИННЫХ ПРОЦЕССОВ. КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ЖКХ, КОТОРЫЕ МЫ СЕЙЧАС ИМЕЕМ? - Одной из самых главных причин является некачественное законодательство. Начиная с 2005 года в нем появились серьезные пороки: транспорантность, лозунговость и нефункциональность. В Германии можно приобрести пакет документов, которые устанавливают правила поведения в бизнесе. Если им следовать, то и бизнес создашь, и не попадешь в сложные ситуации. А у нас исполнение отдельных установленных правил может привести к банкротству. Цель любого нормативного акта – урегулирование процессов в обществе, устранение возникающих недостатков. И если такой недостаток появляется, то в первую очередь следует выявить причины его возникновения. Эти причины и нужно устранять, то есть бить не по последствиям, а по первоисточнику. А у нас все делается наоборот. Вместо того чтобы создать эффективные механизмы взаимодействия между участниками системы, государство вводит еще более сложные механизмы, которые сталкивают интересы этих участников. Поэтому возникают ситуации, когда люди в отрасли и рады бы работать честно и плодотворно, но законодательство им этого не позволяет. - НАЗОВИТЕ САМЫЕ БОЛЕЗНЕННЫЕ ПРОБЕЛЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ, КОТОРЫЕ ЗАТРУДНЯЮТ ЭФФЕКТИВНУЮ РАБОТУ В СФЕРЕ ЖКХ. - По сути, весь Жилищный кодекс – это проблемный документ. Например, раньше были службы заказчика, куда стекались все деньги. Следовательно, формирование полного тарифа происходило именно в этой службе. Муниципалитеты осуществляли тарифное регулирование. И если у служб заказчиков не хватало денег для расчетов с ресурсоснабжающими организациями (РО), то недостатки компенсировали средствами местного бюджета. Сейчас этот финансовый канал закрыли, а механизмы взаимодействия между участниками оставили старые. В результате управляющие компании (УК) несут убытки, которые не компенсируются ни бюджетом, ни населением. Для устранения этих проблем правительство ввело механизмы корректировки платежей для граждан в том случае, если возникают нераспределенные объемы потребления коммунальных услуг. УК обязаны делать корректировку платежей. Так они и поступают, но общественность выражает возмущение по поводу так называемого тринадцатого платежа. А если компании не возместят эти средства, они просто обанкротятся. Надо понимать, что УК – это посредник между жильцами домов и РО. И если она покупает у РО, например, сто литров воды, то и оплатить она должна эти сто литров. В результате УК оплачивает весь приобретенный объем коммунальных ресурсов, а жители платят по нормативам потребления. Если они занижены, у УК формируется разница в оплате, которую она должна путем корректировки доначислить гражданам. Однако даже если норматив нормальный, он учитывает среднее потребление населения. Но ведь каждый может, например, присоединить к крану шланг и поливать огород. Еще возникают проблемы с неплательщиками, ведь недостающие средства УК должна доплачивать из собственного кармана. И начинается конфликт. Суды же никогда не вынесут решения в пользу компании, потому что есть много оснований, по которым человек не может платить, не хочет и не будет. - ЦЕЛЬ ВАШЕЙ РАБОТЫ – СОЗДАНИЕ БЕСКОНФЛИКТНОЙ СИСТЕМЫ ЖКХ. КАК ЭТО СДЕЛАТЬ В СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ? - Мы участвуем в законодательных процессах, выступаем публично. Но, к сожалению, не все идеи удается воплотить. Поэтому в действующем варианте законодательства нужно найти возможности выжить для всех участников системы. Поиском этих возможностей мы и занимаемся. УК, РО, ТСЖ, собственники – все хотят защитить свои интересы, каждый тянет одеяло на себя. Но когда объясняешь людям правила игры, они начинают видеть возможности договариваться. Проблема еще и в том, что у нас нет эффективных экономических механизмов, обеспечивающих баланс отношений. Сегодня УК за те деньги, которые им поступают от населения, просто не могут выполнить все обязательства, предусмотренные законодательством. Поэтому очень важно суметь скоординировать действия всех участников этих отношений. Устранять неисправности в многоквартирных домах нужно в ранней стадии их появления, а не доводить ситуацию до аварийной. Что бы сегодня ни происходило «наверху», специалистам ЖКХ надо научиться выживать «внизу». - ВЫ УПОМЯНУЛИ О ТРИНАДЦАТОЙ ПЛАТЕЖКЕ ЭТО ОДИН ИЗ ПРИМЕРОВ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ. КАКИЕ ЕЩЕ САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ВЫ МОЖЕТЕ НАЗВАТЬ? - Часто пишут о том, что тарифы на услуги ЖКХ повышают УК. Это большое заблуждение. Тарифы на воду, газ и электричество устанавливает Правительство РФ. УК только берут готовый тариф коммунального предприятия и умножают на объем. У нас вообще об УК сформировалось представление, что они ничего не делают, а только грабят народ. На самом же деле все выглядит следующим образом. С выходом Жилищного кодекса ситуация в ЖКХ резко ухудшилась, потому что на законодательном уровне были неверно сформированы договорные отношения и не предусмотрены экономические отношения между участниками системы. Из-за этого люди, много лет проработавшие в ЖКХ, просто стали уходить в другие коммерческие структуры. Так отрасль лишилась около 40-50% специалистов. Но во многих субъектах Федерации ЖКХ – это одно из основных градообразующих предприятий. В этих регионах людям просто некуда пойти, и они будут работать до тех пор, пока их не выдавят судом из отрасли. Вот этим специалистам и нужно помогать. Но есть другие люди и компании, которые видят, что в ЖКХ сегодня отношения не урегулированы, там бардак. Они пользуются этим и осваивают средства населения. Я говорю о компаниях-«однодневках», по которым все и ориентируются. - ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДОКЛАДА НАЧАЛЬНИКА КОНТРОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ ПРОВЕСТИ ТОТАЛЬНУЮ ПРОВЕРКУ ВСЕХ КОМПАНИЙ, РАБОТАЮЩИХ В СФЕРЕ ЖКХ. ИМЕЮТ МЕСТО ФИНАНСОВЫЕ МАХИНАЦИИ И НЕОБОСНОВАННОЕ ЗАВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НАСКОЛЬКО ДЕЙСТВЕННЫ ТАКИЕ ПРОВЕРКИ? - В некой выдуманной стране идет постоянная клановая борьба за место президента. И вот студент получил «двойку» по математике, вышел из вуза, видит – в обеденный перерыв все враждующие стороны обедают, а кресло президента свободно. Он сел в него, сработали датчики, подключенные к креслу, и вся страна узнала о том, что у нее теперь новый президент. И когда главу государства попросили дать первые распоряжения, он, помня о полученной «двойке», приказал публично на площади выпороть профессора. Но так как новый президент не уточнил, какого именно профессора, в каком городе и на какой площади, то по всей стране пороли всех профессоров на всех площадях. Это я вам ответил на вопрос.

Интернет-приемная

с директором
ООО "Домоуправляющая компания 22"

Панюшкиным Денисом Александровичем
Задать вопрос
Список вопросов

 

Важная информация

Режим работы
понедельник - пятница
с 8-00 до 17-00
обед с 12-00 до 13-00

 

Диспетчерская служба
ежедневно с 8-00 до 20-00

 

Личный прием граждан
Директор - понедельник, среда, пятница с 17:00 до 18:00
Гл. инженер - вторник, четверг с 17:00 до 18:00

 

"Служба-071"
круглосуточно - 071
с мобильного - 24-24-71

Рекомендуем